ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ. КОЛОРИФМИКА

Безусловно, всех детей рано или поздно учат читать. Кого-то научат родители, кто-то начнет читать в школе. И способов сейчас для этого великое множество: от традиционного слогового чтения до кубиков Зайцева.

Я же хочу сегодня рассказать об ещё одном, на мой взгляд, уникальном, способе обучения чтению. По крайней мере, своего сына я учила читать именно этим способом и на русском, и на английском языках. Этот же метод я использую для обучения чтению своих учеников. Придуман он также автором OSMethod, Ольгой Львовной Соболевой.

Итак, в чём же его уникальность?

Во-первых, дети учатся читать НЕ зная букв. Да-да, не удивляйтесь, мы не учим алфавит и не складываем буквы в слоги.

Во-вторых, такой способ обучения чтению позволяет ребёнку читать сразу же осмысленно, с правильными интонациями.

И, в-третьих, ребёнок даже не подозревает о том, что он учится читать, и процесс проходит легко и с удовольствием.
Метод называется «Колорифмика», от двух слов: «colour» (цвет) и «рифма». И заключается он в цветовой проработке рифмованных окончаний. Окончания, звучащие одинаково (именно звучащие, а не одинаковые в написании, это важно!) закрашиваются одним цветом. Ребёнок, следя пальчиком по строчкам с раскрашенными окончаниями повторяет за мамой, учителем или диктором знакомый ему (обязательно, это тоже очень важно!) текст стихотворения или песенки. Автоматически взгляд фиксируется на этих одинаковых окончаниях и когда их накопится много, ребёнок то или иное сочетание прочитает правильно уже на автомате.

Приведу пример из собственного опыта. Когда мой сын был ещё маленьким, я, как и многие мамы, читала ему произведения Агнии Барто. В частности, вот этот стишок:

Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается, сейчас я упаду!

Как видите, я выделили два окончания (не сами слова): -оду и -аду, потому, что при чтении они звучат абсолютно одинаково. И когда я просто читала сыну стихотворение, то он за мной повторял как раз последние слова либо за меня заканчивал строчку. Таким образом, он учился распознавать разные сочетания. Когда стихотворений накопилось много, то мы перешли к такому «квазичтению» прозы. Там уже мы применяли немного другой способ чтения, «полёт над строкой». О нём подробнее расскажу в следующий раз.

Что самое интересное, сын уже абсолютно точно мог читать «про себя» даже новые тексты, слышанные им буквально один-два раза. Проверяла я это просто, сначала на стихотворениях, а потом и на рассказах. Я читала какую-либо строчку в тексте и просила его найти. Не ошибся ни разу. И если в стихотворениях это можно было списать на то, что он просто запомнил, то рассказы я давала большие, сплошной текст, и запомнить расположение каждого предложения было просто нереально.

Потом пришло и чтение вслух. Сначала, правда, немного медленное. Но не в связи с тем, что он долго читал по слогам, а просто из-за того, что он каждое предложение сначала схватывал глазами и как бы полностью представлял его звучание в голове, а потом уже озвучивал всё сразу, осмысленно, а не по одному слову. Со временем процесс ускорился и теперь скорость его чтения вполне укладывается в общепринятые нормы, но при этом чтение у него осмысленное и красивое.

Хотите, чтобы Ваши дети не только умели, но и любили читать? Присоединяйтесь!

Подробнее о колорифмике можно прочитать в «Большой энциклопедии дошкольника» издательства «РООССА». В ней опубликованы две главы, написанные Ольгой Львовной: «Чтение» и «Английский язык»